Железнодорожная авария на станции Белая Калитва под покровом ночи

Как и чем ОАО “РЖД” будет заделывать озоновую дыру?

вечер после аварии в белой калитве
В ночь на 9 мая, на станции Белой Калитвы произошла крупная и ужасающая своими масштабами железнодорожная авария, послужившая причиной взрыва и утечки опасных химических веществ, в частности метилхлорида (хлорметана) и пропана. Помимо техногенного воздействия был нанесен серьезный ущерб экологии: почве и озоновому слою. Так же, в результате взрыва, металлические осколки повредили стену жилого дома на уровне шестого этажа, а в последовавшем за ним пожаре пострадали 29 человек, 13 из них госпитализировали с ожогами первой и второй степеней. На ликвидацию пожара были брошены все экстренные службы МЧС. В операции задействовали 625 человек и 103 единицы спецтехники, но, не смотря на это, возгорание удалось локализовать только спустя 6 часов. В г. Белая Калитва незамедлительно ввели режим чрезвычайной ситуации, из близлежащих домов эвакуировали около трех тысяч жителей. К расследованию причин катастрофы приступила, выехавшая на место комиссия РЖД. Губернатор Ростовской области - Василий Голубев, так же побывал на месте катастрофы.
василий голубев посетил место аварии в белой калитве

Варианты произошедшего: за и против

По предварительной версии следствия, состав из 69 вагонов грузового поезда № 2035, перевозившего: химические вещества, горючее, лес, подсолнечное масло, цветные металлы и т.д. при заходе на станцию Белая Калитва, Ростовской области сошел с рельсов из-за возгорания локомотива и потеряв управление, накренился. Механическое воздействие на цистерны вызвало эффект разрыва осколочно-шрапнельной гранаты со значительным радиусом поражения, но как ни странно только 12 вагонов сгорело полностью, 53 повреждено и 3 осталось неприкасаемо целыми. Немного позже прозвучала и вторая версия причин катастрофы, коей стал человеческий фактор и “якобы” халатность со стороны локомотивной бригады Приволжской железной дороги. Региональные СМИ с легкой руки правоохранительных органов, как чумные блохи набросились на уроженца Волгограда - машиниста Дойчева С.С. и его двух помощников Рябова В.В. и Гафинца А.В. Хотя даже не окончившему прилежно железнодорожного училища, да будет известен тот факт, что, во-первых, скорость грузового (товарного) состава строго лимитирована и превысить ее не представляется возможным, во-вторых, бригада из трех человек не могла разом уснуть богатырским сном, в-третьих, зная о специфике груза, не возможно было не думать о номинальном инстинкте самосохранения и собственной безопасности, зная, что едешь практически на пороховой бочке.

“Благоразумным” суждением, которым так же не стоит пренебрегать является экстремистская (террористическая) деятельность третьих лиц направленная на подрыв экономики Российской Федерации, для внесения сумятицы в политический режим, установления диктатуры скрытой угрозы и страха, но по всей видимости, этот козырный туз сразу же попал в отбой, либо им вовремя не воспользовались для сокрытия своей гражданской ответственности. Существуют еще несколько свидетельств из достоверных источников. Близ станции Морозовская старший машинист Дойчев С.С. доложил о неисправности тепловоза дежурному диспечеру. В ответ получил указания - сбавить скорость и следовать без остановки до тупика (депо) в Ростове-на-Дону. По свидетельствам местных жителей накануне аварии, вблизи злополучной стрелки видели бригаду железнодорожных рабочих из 6-ти человек. Возвращаясь к первоначально официально озвученной версии, состав сошел в районе стрелки из-за прохода передней колесной пары и накренился, понимается, что из-за технической ошибки на самой станции, либо из-за неудовлетворительного состояния ее инфраструктуры, что в данном случае будет сложно доказуемо.

Экологический ущерб и вред здоровью

формула хлорметанаВведение положения о чрезвычайной ситуация в г. Белая Калитва было вызвано в первую очередь утечкой хлорметана (CH3Cl), относящегося к группе галогеналканов. Это достаточно токсичное вещество со сладковатым запахом, широко используется в химической промышленности для производства полимеров и гербицидов, ранее применялся в качестве хладагента. Длительный контакт с метилхлоридом вызывает интоксикацию, ожоги и поражение печени. Эффект воздействия малых доз газа на центральную нервную систему схож с наркотическим опьянением. При превышении концентрации не исключен летальный исход – судороги, паралич, кома. Лабораторные исследования на опытных образцах грызунов выявили высокий риск развития онкологических заболеваний (рак) и показали, что хлорметан способен нарушать развитие эмбриональных фаз, приводя к замиранию плода и выкидышу. Как следствие, ситуация в Белой Калитве, даже после условной ликвидации ЧС, завершившейся официально 11 мая остается критической, дамоклов меч навис над демографией и вот почему, РЖД не отделается простой компенсацией и остекленением балконов, каждый из жителей может обратиться в суд на основании уничтожения достойной экологической среды, которой был нанесен непоправимый ущерб, ввиду хозяйственной деятельности транспортного предприятия монополиста. Стоит принять к сведенью, что после того, как был доказан озоноразрушающий потенциал хлорметана, от его использования в холодильных установках со временем отказались. В Европе это произошло гораздо раньше, в России соответственно с ее необъятными территориями, что имеем, не ценим, транжиря и разбазаривая, направо и налево. Учеными во всем мире CH3CL – причислен к озоноразрушающим веществам (ОРВ), к ним так же относятся хлорфторуглероды, гидрохлорфторуглероды, бромфторуглероды, четыреххлористый углерод, метилбромид и остальные химические соединения содержащие галогены – хлор, бром и йод. В нашем случае поговорим о хлорфторуглеводородах (ХФУ), широко применяемых в быту для изготовления пенообразующих материалов, растворителей, аэрозолей, хладагентов. В середине 70-х гг. группа исследователей провела опыты с хлорметаном и (ХФУ), распыляя вещества в верхних слоях атмосферы.
озоновая дыра в стратосфере
Под действием ультрафиолетового излучения происходила реакция разрушения ХФУ с выделением Cl (хлора) и поглощением O3 (озона). Были получены поразительные данные – всего лишь один атом хлора способен аннигилировать почти 1000 молекул озона. И чем спросите Вы, может угрожать здоровью озоновая дыра? Всем известно, что солнце – источник тепла и жизни, но его чрезмерное излучение невероятно пагубно для человека. У планеты земля есть собственный способ защиты от интенсивного ультрафиолетового излучения и солнечной радиации – озоновый слой. Нарушение его целостности означает, что в активные фазы солнца, в зависимости от сезонности, а особенно в летний период, мы будем поглощать УФИ (UVR) в диапазоне около 290-320 нм., оказывающее влияние на молекулы ДНК, содержащие генетическую информацию. Помимо неявных мутаций, опять же стоит упомянуть о раке кожи. В иных отраслях, например в сельском хозяйстве, нависание озоновой дыры над регионом резко меняет климат с прогрессирующим повышением температуры, что ведет к засухам и неурожаю. Конечно, ростовская область весьма удалена от Мирового Океана, но и здесь было замечено появление ОД, как фактора губительного воздействия на сложную экосистему океана с разрывом устоявшихся пищевых цепей. Очевидно, если бездумно использовать ХФУ в качестве гербицидов, то можно избавиться не только от сорняков, но и спровоцировать локальный голод в регионе.

Ответственность ОАО “Российских железных дорог” страхуй!

Далее хотелось бы поговорить об ответственности и участившихся авариях на железной дороге, а так же о плавном переходе на страховые рельсы грузов и пассажиров туда попадающих. Для начала, за отсутствием выбора хотя бы из нескольких организаций, осуществляющих комплекс логистических манипуляций с грузами и одновременно оказывающих транспортные услуги населению, выделим явного фаворита и монополиста, приведя к сведенью цифры и определения.
здание ржд в ростове
“ОАО РЖД - национальная вертикально интегрированная железнодорожная компания, монополист на рынке грузовых и пассажирских перевозок в РФ. Входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Управляет сетью железных дорог России протяженностью 85,2 тыс. км, то есть 99% всех магистралей страны. Около половины этих линий (43,3 тыс. км) электрифицированы – по этому показателю РЖД занимает первое место в мире. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы России составляет около 42%, в пассажирообороте – около 33%. Организационная структура холдинга состоит из материнской компании ОАО "РЖД", 65 дочерних (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%). Уставный капитал монополиста в последние годы стабильно растет. Так, по состоянию на 1 января 2012 г. он составлял 1 трлн 786 млрд 715 млн 588 тыс руб. Единственным акционером общества является Российская Федерация. Чистая прибыль РЖД по МСФО в 2011г. составила 183 млрд руб. (-12% к 2010г.) при выручке 1,481 трлн руб. (+9% к 2010г.) Чистая прибыль РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2011г. cократилась в 4,5 раза по сравнению с 2010 г. до 16,8 млрд руб., при выручке - 1,288 трлн руб. (+7,78% к 2010г.) В 2011г. компания перевезла 992,4 млн пассажиров. (рост на 4,8% к 2010г.) Грузоперевозки РЖД в 2011г. достигли 1,395 млрд т. (рост на 3,6%). Акции РЖД представлены на открытом рынке через ее дочерние предприятия. Так, с ноября 2010г. обыкновенные именные акции ее "дочки" ОАО "ТрансКонтейнер" торгуются на Московской бирже, а также на Лондонской фондовой бирже в форме GDR. По данным РБК
выдержка из корпоративного отчета ржд Нельзя не отметить, что краса и гордость любой корпорации – ее отчеты о социальной и экологической (за редким случаем) ответственности, куда помещаются все заслуги перед обществом в течение года, даже проявление вежливости и не надменности, выражаемые в приветствии топ-менеджерами обычных граждан внерабочее время на улице. Однако есть все же в слаженном локомотивном тягаче со знакомым и даже немножко родным стуком колесной пары свои светлые пятна спекуляции честностью и гарантиями. Для тех, кто довольно часто ездит по России со знаменитым брендированным билетом не новость, что проводники без зазрения совести, во всю пользуются своим положением распределения посадочных мест, суля за небольшую плату все блага и комфортность в подведомственном им вагоне. Казалось бы, зачем администрации РЖД на своем сайте, так красочно расписывать улучшения и концепции развития гипотетического довольства на ближайшее будущее, если в очередной раз, отправляясь в поездку по стране наталкиваемся, на те же самые старинные, душные вагоны. Редкое предвкушение кочевого уюта на фотографиях, не многим по карману, но это не означает, что в течение всего пути ты будешь вынужден нюхать чужие ноги и наслаждаться громогласным храпом, смакуя пакетиком чая из патентованного стеклянного стакана с непревзойденным подстаканником. Что ж богатство русского языка так пестро описывает все обыденное жаждущее изменения, что в пору привнести немного конкретики касаемо страхования и пресловутой ответственности при перевозке грузов, что уже ближе к теме белокалитвенской аварии. Вот уже три года минуло с момента 3-й международной научно-практической конференции, прошедшей 9 июня в г. Москва. Проблематика тогда звучала так: “Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхованию рисков на железных дорогах с применением логистических технологий”. В Российских железных дорогах посчитали, что необходимо реализовать подобную практику, ведь страхование ГО перевозчика опасных грузов, как ни как предусмотрено Конвенцией КГПОГ от 10 октября 1989 г. К тому же подобный закон - “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов” в солнечной азиатской Киргизии был принят в 2008 г. На Украине действует закон – “О перевозке опасных грузов”, в России на первых парах заставили только туроператоров защищать и подтверждать свое доброе платежеспособное имя перед пострадавшими в иностранном плену туристами, про Воздушный кодекс РФ, наверняка многие слыхали? Что же мы в итоге получаем за неимением безопасности на самом экологичном (читайте ниже) и безопасном транспорте в случае ЧП?

морозов в.н. По словам первого вице-президента ОАО “РЖД” – Морозова Вадима Николаевича, следует детальней ознакомиться со статьей 20 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", но как быть, если с течением времени любой закон нуждается в доработке, а спустя 10 лет и подавно. Не означает ли это, что уважаемые депутаты зря едят свой хлеб, паразитируя на несовершенстве коррупционной системы и кормящих их сытно и качественно гражданах РФ? Действительно так, добровольное страхование есть и его никто не запрещает, но, как известно истина где-то рядом, ведь бизнес, в частности логистический и честность – несовместимые вещи из области социальных мифов. – “Это является существенным сдерживающим фактором внедрения механизмов страхования”, - пояснил Вадим Морозов. Выход конечно есть.

- "Нам представляется логичным объединить усилия Минтранса, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Ространснадзора, страховщиков, перевозчиков и операторов - всех заинтересованных сторон в рамках специальной рабочей группы с тем, чтобы выработать эффективные механизмы, наиболее адекватно отражающие реалии современного рынка, необходимо ускорить, в первую очередь, подготовку и принятие Закона "Об обязательном страховании перевозок опасных грузов", - поделился своим видением первый вице-президент ОАО "РЖД".

Трезвый взгляд на ситуацию

В первую очередь необходимо приступить к формированию механизма, регулирующего транспортным оператором обеспечение технической исправности подвижного состава и обязать к соблюдению технической эксплуатации на всем этапе следования, в том числе оператор должен быть осведомлен о состоянии железнодорожной инфраструктуры, за которую несет ответственность РЖД, и в случае непредвиденной ситуации независимая комиссия страховщиков решает, кто станет гарантом финансовой ответственности. С точки зрения рыночной экономики из-за конкуренции резко сократится количество транспортных предприятий, оказывающих подобные услуги, что крайний раз, приведет к монополизации отрасли и притеснению частной бизнес инициативы, которая зачастую стремится экономить и выживать. На данный момент можно сказать, что реализация железнодорожных перевозок существует и как-то налажена, если речь идет в сравнении о попытке запуска программы, потребляющей огромное количество оперативной памяти на старой машине. Монополия, лизинг, заказчик, нехитрая цепочка функционирует, и кто знает, может очередным и не лишним прицепным вагоном в этом составе станет обязательное страхование, которое поможет залатать озоновую дыру? Для осмысления внизу приведен список самых заметных аварий на железной дороге за 2011-2012 гг. по данным Википедия.

ЖД аварии за 2011 г.

  • 13 января — на переезде в Иркутской области столкнулись маневровый состав (тепловоз и 5 вагонов с углем) и бензовоз. Из находящихся в автомобиле 5 человек 4 погибли и один получил тяжелые травмы.
  • 27 мая — сход с рельсов 22 вагонов на перегоне Камышет — Ук (Иркутская область), в том числе 14 цистерн с мазутом, что привело к разливу их груза на площади 88 м2.
  • 2 июля: в 12:20 при следовании по перегону Тальцы — Онохой участка Улан-Удэ—Кижа Улан-Удэнского региона Восточно-Сибирской железной дороги, у грузового поезда № 3076 сошли с рельсов 15 вагонов, которые выбросило на встречный 1-й путь, где они столкнулись с проезжающим в это время грузовым поездом № 2917, в результате чего у последнего сошли с рельсов 10 вагонов. Погибших и раненных нет.
  • На 7616 км пк 2 перегона Сиваки — Ушумун участка Шимановск — Магдагачи Свободненского региона Забайкальской железной дороги сошел с рельсов один вагон (порожняя цистерна) поезда № 2421 (электровоз ВЛ80С 1261/1259, вес 2132 т, 54 вагона). Сход вагона был обнаружен машинистом встречного поезда № 392
  • 11 августа — на перегоне Ерал — Симская Куйбышевской железной дороги (Челябинская область) грузовой состав с углем врезался во впереди идущий грузовой состав. C рельсов сошли 67 вагонов, погибла локомотивная бригада в составе двух человек. Причиной ЧП, по предварительным данным следствия, стал отказ тормозов, вследствие, как указано в техническом заключении по результатам аварии, перекрытия концевых кранов тормозной магистрали между секциями локомотива. В середине 80-х годов на том же перегоне по аналогичной причине произошла аналогичная авария. Машинист локомотива Балашов и его помощник успели вовремя выпрыгнуть из кабины и остались живы.

Жд аварии за 2012 г.

  • 25 июля — в 11 утра на перегоне Чулымская — Дупленская близ поселка Тихомировский, в 100 км от Новосибирска, в воинском эшелоне произошел пожар, в результате которого началась детонация боеприпасов, которые везли на утилизацию на Юргинский полигон. Погибших нет.
  • 24 октября — сход шести порожних вагонов на станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги в Иркутской области. Происшествие случилось при проведении маневровых работ на второстепенных путях. Экологической угрозы в результате произошедшего также нет.
  • 15 ноября — в 9:51 произошло возгорание головного вагона пригородного электропоезда ЭД4М-0157 маршрута № 6514 Апрелевка — Москва на перегоне Внуково — Мичуринец Киевского направления МЖД. Пожар перекинулся на остальной состав. Головной вагон был отцеплен и отогнан, выгорел полностью, остальной состав потушен. Пострадавших нет.
  • 13 декабря — сход 18 полувагонов с углем в Миасском городском округе Челябинской области на перегоне Сыростан — Флюсовая Южно-Уральской железной дороги около платформы 1988 км в 18:20 по московскому времени. Повреждено 300 метров железнодорожного полотна и три опоры линии электропередач, пострадавших нет. Пассажирские поезда, следующие между Уфой и Челябинском были задержаны либо пущены в обход — через Белорецк. Движение по четному пути восстановлено 14 декабря, в обоих направлениях — 15 декабря. Ущерб составил 11 миллионов рублей.
  • 24 декабря — столкновение грузового поезда с грузовым автомобилем, выехавшим на переезд на запрещающий сигнал светофора. Переезд расположен на 27 км перегона Большого кольца МЖД Непецино — Яганово. Поврежден электровоз, пострадавших нет.

Забота об окружающей среде или научный экологический потенциал РЖД

Отчетливо представляя протяженность железных дорог Российской Федерации, внушительные дистанции, количество подвижного состава и станций технического обслуживания, которые имеют дело с отходами горюче-смазочных материалов, их утилизацией, очисткой вод для технических нужд РЖД, не взирая, однако на обширность своего хозяйства пытается минимизировать экологический ущерб в масштабах всей страны обладая единственным действующим научно-производственным центром по охране окружающей среды. Сотрудники центра проводят для экологов-железнодорожников курсы повышения квалификации в формате семинаров и на дистанционной основе.

На базе НПЦ выполняют:
- паспортизацию отходов и их сортировку по классам опасности;
- разработку нормативно-технической документации в области экологии;
- производственный экологический контроль;
- химические анализы, определяющие концентрацию загрязняющих веществ;
- термическое обезвреживание отходов.

Сейчас в активах на всех 16-ти обслуживаемых железнодорожных маршрутах ведут непрерывную работу эколаборатории, в каждом регионе есть своя природоохранная комиссия. Как известно от всего невозможно застраховаться, а знать наперед расписание своей жизни скучно, невероятно попахивает фатализмом, но в действительности любое действие либо бесполезно, либо вредно и хотелось бы напоследок добавить о том, чтобы благодаря благоразумию и дипломатии человечество научилось несмотря ни на что жить в гармонии с собой и всеми населяющими нашу планету видами, не истребляя и не уничтожая их среду обитания. Что касается РЖД, то необходимость замены транспортного парка насущна и актуальна, но пути ее решения, вводом двухэтажных тверских вагонов в эксплуатацию, свидетельствуют только о скупердяйстве и небрежном отношении к Россиянам прибегающих к транспортным услугам национальной компании. Будет ли железная дорога экологичной и безопасной - да, но доживем ли мы в сохранности своего здоровья до этих безмятехных времен, под огромной озоновой дырой - остается неясным.