Международные Каяльские чтения 2014 (фото-отчет)

Торжество возрождения духовной славянской культуры и традиции

Души предков над ратным полем,
здесь в полон был взят северский князь.
На Каяле, на быстрой Каяле,
с Кончаком хитрым сеча велась…
17 мая на хуторе Погорелов, Белокалитвенского района, вот уже в 13 раз на территории духовно-патриотического комплекса “Игорево Поле” проходил Международный культовый фестиваль Каяльские чтения, посвященный знаковой исторической фигуре новгород-северского, а позже черниговского князя Игоря Святославовича по одноименным мотивам памятника славянской письменности “Слово о полку Игореве”.

Летописные сказания скорбно, но красочно сохранившие весть о проигранном сражении на реке Каяле русской рати превосходящим половецким ордам степняков, дает нам – потомкам, не только живое представление о временах децентрализации Руси и междоусобной смуте, но и лишний раз напоминает о повторении истории, о неразрывной ее связи с настоящим и будущим, а так же, преподает щедрый урок того, что наша сила в единстве и традиции, крепкой морали, стойкой перед лицом любого захватчика и недоброжелателя, в щедрости родной земли и трудах славных, патриотизме и умении радоваться жизни, а в трудную минуту протянуть руку помощи, подставить плечо, ведь мы не чужие: русский, украинец, белорус, словак, болгарин, серб, хорват, да сколько еще братских народов близких по духу жаждут объединения славянского мира, сколько хотят взяться за руки в едином порыве и попросить прощения за все обиды!

Дорога через Дикое поле

В свете последних событий, ехал на фестиваль с предубеждением о роли Игоря, оценивая его неоднозначные поступки и союзы с половецкими ханами, которые принимали активное участие в походах на Киев, междоусобице меж русскими князьями, набегах на вежи и беззащитные поселения славян с последующим полонением женщин и грабежами. Выезжая из Ростова ранним утром, одолевали тяжкие сомнения…

“Дикое поле”, как много побывало здесь народов, чистая степь, усланная перламутровым ковылем, пестрый ковер полевых трав, свободно гуляющий ветер, и вроде бы ничего не изменилось, так же пасутся отары овец, резво скачут рысаки, близ небольших речушек на фоне однотипного пейзажа, лишь иногда чередующегося лесополосой и злаковыми полями, сидят рыбаки, поодаль коптят печные трубы хуторских хаток, где на завалинке, под сенью вишни, пьют утренний кофе казачки, отдыхая после хозяйственных дел. Не на длани, ни во взоре за горизонт, не может уместиться протяженность степи и не каждому парфюмеру дано передать весь букет и какофонию ароматов, которую благоухающее дарит природа здешних мест, одурманивая сладостью и горечью, опьяняя чистейшим воздухом, донских раздолий. Эпизодически идиллия нативного пейзажа прерывалась шумом проезжающих машин, редкими терриконами выбивающимися из общего представления биома и кое-какой активностью цивилизации, граничащей с размеренным аутентичным казачьим бытом.

А мыслимо было ли вообще воевать здесь, под чистым бескрайним небом и палящим солнцем? Не трудно представить каких усилий стоил поход, закованных в доспехи всадников, несущих гордо развеваемый стяг игоревой дружины. Если задуматься и мысленно перенестись в те времена, воображение отчетливо нарисует сияние булатных мечей и гербовых щитов, лязг добротных кольчуг, топот лошадей, изнемогающих от жажды и спасительную Каялу, где на другом берегу, поджидал русских витязей половецкий хан Кончак.

Так подъезжая к хутору Погорелов, постепенно улетучивалась фантасмогория, вызванная наитием имманентных переживаний, открывая приволье реальной широкомасштабной исторической реконструкции, в самом центре которой, мне удалось побывать.

Беглый экскурс

Солнце неистово палило, на правом берегу за основной сценой, выполненной виде старорусской ладьи, начали собираться гости фестиваля в предвкушении основного действа, многие возвращаясь от поклонного креста, поставленного в честь русско-украинской дружбы, преодолевая узкую каменную запруду с левого берега реки, где находился лагерь реконструкторов и крепость, так же спешно подтягивались, тоненькими вереницами ступая по раскаленным камням.

Меня очень удивило обилие детей, людей в славянских одеждах, казаков, а позже и полностью обмундированных воинов, которые стойко переносили не только вес доспехов, доходивших порой до четверти их собственного, но и изнурительную жару.

Не буду лукавить про полную достоверность, возможно никто из реконструкторов не отважился взять на себя роль новгород-северского князя Игоря, за сим была воспроизведена лишь осада русской крепости, но несмотря на незначительную неточность, действие не потеряло ни зрелищности, ни правдивость,не уж тем более размаха и эпичности!

В эпицентре реконструкции: живой репортаж


И так, по полудню все было готово, защитники крепости заняли места на дозорных башнях, половцы подкатили осадную машину, на воду спустили плот со сказителем-бояном, молвившим первые строки “Слова”.
Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича! Да начнется песнь ему по былям нашего времени - не по замышлению Боянову!

День не предвещавший беды шел своим чередом, девушки-славянки резвились на лугу, собирая колоски пшеницы, придаваясь игрищам и хороводам они не заметили в беспечности, как спокойствие степи нарушил громкий, тревожный клич горна, прозвучавшего с дозорной башни.

Завидевший орлиным взором разведовательный половецкий отряд стражник, тот час же предупредил дружину, которая незамедлительно поспешила стать в караул и частично выдвинуться на помощь, прикрывая отход женщин и защищая их от стрел половецкой конницы. Откуда невозьмись по земле начал раздаваться грохот многочисленного войска, в сопровождении осадного орудия, ставшего обозримым после того, как полностью осел плотный столп пыли. Первое ядро угодило прямиком в ворота, что говорило о серьезности намерений половцев взять крепость схода.

Однако, даже в средние века, несмотря на культ силы, все же было место дипломатии и чести, и навстречу неприятелю вышли русские парламентеры. Заявив о своей непоколебимости, послы доброй воли предупредили, что не сдадутся без боя, но так же, высказали свое желание - решить участь малой кровью, выставив лучших бойцов один на один. На том и порешили.

Самый сильный из русичей выступил в схватке с половцем и победил, но праздновать было рано, раззадоренный неприятель не снес пощечины, разделившись на три фаланги, половцы пошли на штурм, встречая первые рубежи сопротивления. Численное превосходство было не на стороне русских, несмотря на храбрость и упорность, они постепенно начали отступать к стенам вежи, занимая оборонительные позиции. Половецкое войско, как коршуны ринулись в погоню, ощущая вкус сладостной победы и добычи.

Ни укрепленные стены, ни меткие лучники на башнях не могли сдержать степняков. Встав стеной, русская дружина наносила сокрушительные удары мечами, резала и колола осаждающих без пощады, сдерживая их продвижение насколько это возможно.

Ощущая неизбежное, коммандир русичей приказал отступать к последнему рубежу, за высоким частоколом крепости, еще была надежда устоять. Воспользовавшись кратковременной передышкой, половецкий хан разделил свое войско решил ударить с фланга и в тыл, обойти укрепление, отрезав путь к эвакуации и возможность зажечь сигнальный костер.

Только чудо могло решить исход сражения в пользу русичей, однако, как перед Игорем закатилось красное солнышко, так и глаза витязей-защитников закрывались под натиском половецкой тьмы, душами возносясь в небесный Ирий. Все полягли на поле ратном, разом не победы ради, а славы для! Половцы захватили крепость и пленили женщин, заставив их собрать весь скарб в телеги.

Горькие вдовьи слезы текли по убитым мужьям, сыновьям и братьям. Теперь они полонянки и доля их будет нелегка, некому будет постоять за их честь девичью, и отчаявшись девы, подняли бунт и разбегаться по степи стали, от погони и неволи к богам русским взываючи. Вдогонку побежали половцы, и мечи, и стрелы острые в ход пуская, и погибли девы, рядом легли в чистом поле с воинами в скорбный час, не сдавшись на милость ворогу.

Так закончилась реконструкция, все ее участники стали на поклон на правом берегу Каялы, а зрители рукоплескали на левом. Молвилось слово о полку Игореве, подвиг его не забыт!

Отношение современников к новгород-северскому князю Игорю

В разрезе исторической правды, где помимо поражения князя и его пленения, а так же истории с выдачей его сына Владимира за дочь половецкого хана Кончака – Свободу, мне было весьма интересно послушать мнения гостей фестиваля, знакомых данным фактом, чтобы составить многостороннее представление не только о роли Игоря, но и о столь, казалось бы недостойном князя поступке, отчего я направился в лагерь реконструкторов за развернутыми комментариями. Следуя гендорной справедливости, я расспрашивал, как женщин, так и мужчин.

- Наталья (участница не пропустившая ни одного фестиваля Каяльских чтений), как Вы считаете – какова историческая роль князя Игоря и сражения при Каяле?

Поход князя, по всей видимости, имел несколько значений. Во-первых, это завоевание и расширение жилого пространства, во-вторых, это престиж, т.е. своеобразный поход за славой, который бы смог доказать другим князьям во времена муждоусобицы силу дружины Игоря. Есть версия, что минуя азово-донские стоянки половцев, Игорь должен был выйти к Тьмутаракани и Белой Веже, основанной знаменитым Святославом, разбившим Хазарский Каганат, пройдя этот легендарный путь, он бы мог доказать, что Русь вновь может быть крепкой и единой, по другой версии его задачей было заложить город близ “Белых камней”. Что касается сражения при Каяле, то историки достоверно не знают, где его полонили, но пять километров туда-сюда не считается, поэтому каждый год мы делаем реконструкцию этого полонения.

- Не было ли предательством со стороны Игоря породниться с Кончаком?

Я считаю, что это политика. Таких узников, как Игорь не убивали, но выкупали за определенные земли, титулы и богатства. Сам летописец “Слова” говорит, что славяне заплатили дорогой выкуп, просыпав много золота при Каяле, по всей видимости, брак Владимира и Свободы был обычным явлением, а русское золото стало приданным, ведь если вспомнить и отец Игоря – Святослав Ольгович и его дед, были женаты на половчанках, не прерывать же династическую линию? Если Игорь наполовину половец, что он делал в походе с русскими князьями? Открою Вам небольшую тайну – я православная “евреечка”, а мать моя бывшая узница концлагеря Дюссельдорф, но ощущаю себя русской. Это, по сути, не играет большой роли, русский – в душе! Всегда была с Русью и это моя Родина. Причем, в 12-м веке даже религия не имела такого большого значения, ведь первоначально она служила лишь предлогом к разрешению политических споров и обрядовой частью заключения государственных браков, поэтому мы до сих пор празднуем Купалу и Масленицу, потому что предки наши были язычниками и все должно возвратиться на круги своя! Всех тогда объединила бескрайняя степь: славяне, половцы, хазары, греки, гунны, финикийцы, более многочисленные представители ассимилировали других, те в свою очередь перенимали их традиции. Люди хотели мира, для этого предпринимались иногда не столь популярные меры.

- Сергей (атаман), как Вы считаете – какова историческая роль князя Игоря и сражения при Каяле?

Он герой, кумир и должен стать примером, но не таким дурным, как он проиграл здесь. Вообще все русские князья в равной степени совершали поступки, которые могут вызвать как гордость, так и сожаление. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но грешили все. Что касается Игоря, то сказание о его походе преподносит нам ценный исторический урок – во-первых, никогда не чинить смуты между братьями и не воевать против них, во-вторых, решать все миром, а не политикой и витиеватыми союзами. Сталкивать друг друга лбами – дело не достойное. Очень странно, что мы потомки часто забываем, как это было, а все потому, что не знаем своей истории, начиная от губернатора, вплоть до школьника, спящего за последней партой.

- Была ли религия мирным путем разрешения этого конфликта?

А как начинается “Слово о полку Игореве”? “Сыны и внуки Даждьбожьи” 12 век, вот такое отношение к религии. Сила на силу. Был открытый враг, поэтому люди больше внимания обращали на то, что объединяет их государство, на то чтобы была крепкая семья и сильная дружина. Многочисленные притязания кочевых народов степи на оседлый быт славян, был изнурительным для военной демократии того времени, ведь нужно было еще и налоги собирать, и землю возделывать, строить дома, пасти скот, детей наконец рожать. Степь не щадила никого перемалывая в своих жерновах народы, все были заняты выживанием и поиском пропитания, о религии было думать некогда, к тому же для славян сама природа была обожествлена и стихии служили им персонификацией богов, к ним они взывали, когда было тяжко и радостно. Не стоит путать политическое принятие христианства, все возвращается на круги своя, и этот замечательный фестиваль – очередное подтверждение этому.

Фестиваль Благовест и знакомство с радетелями

Дай мне силы радетеля тайного,
да во славу Рода великого!
Суть покона с его карбами,
охраняю живою я книгою.
Тем временем на главной сцене, в рамках Каяльских чтений стартовал славянский фестиваль “Благовест”, удивлявший этнической музыкой, смотром исторической одежды с комментированием символики ее значения, выступления казачьих танцевальных и песенных ансамблей, конкурсы и викторины.

Выступления казачьего хора

Сопилка

Духовой концерт
(варган и духовой инструмент латино-американских индейцев)

Одиночные поединки ратников

Немного позже состоялись рыцарские поединки и награждения.

Послесловие

Проведя целый день на Каяльских чтениях, в окружении ожившей старины, не возможно не отметить живого интереса гостей фестиваля к славянским традициям, невозможно передать глубины спетых патриотических песен, отражающих неподдельное и неповторимое чувство любви и восхищения своим краем, неброскими красотами, столь дорогими сердцу. Главное что можно понять и ощутить - мощный, пробирающий до дрожи импульс духовного возрождения, вырывающийся из глубины души, нашей исконной, не обезображенной алчностью западного мира и сегрегаций на бедных и богатых, успешных и аутсайдеров. Там просто не было этого! Как не было рекламы и маркетинга, городской суеты, густой и вязкой рутины будней с массой нерешенных отвлекающих проблем, все смывалось водами быстрой Каялы, детским смехом животворящей музыкой, радостью на лицах! Я надолго запомню этот день и буду с нетерпением ждать следующих Каяльских чтений, на которых искренне советую побывать Вам однажды.